Рафаэль Санти
Великий итальянский художник Рафаэль родился в Умбрии. Здесь, в мастерской своего отца, живописца Джованни Санти он получил первоначальное художественное образование.В мастерской же Перуджино, у которого Рафаэль учился позднее, сложилось его тонкое лирическое дарование.
Еще молодым человеком он покидает Умбрию и переезжает во Флоренцию. Рафаэль знакомится с шедеврами флорентийского искусства, пристально изучает Гиберти, Донателло, Мазаччо, учится у них строить многофигурные композиции, но при этом всегда остается самим собой. В его ранних флорентийских Мадоннах мы находим спокойное соотношение фигур Мадонны, Младенца Христа, Иоанна Крестителя с прекрасными пейзажами дальнего плана. Композиция диагоналей, встречающаяся у более ранних авторов, у Рафаэля чаще заменяется на пирамидальную, характерную для Леонардо. В своих ранних произведениях художник обращает большое внимание на линию, которая у него вносит музыкальное, ритмическое начало в весь строй картины.
«Мадонна с Младенцем и святым Иоанном Крестителем на фоне пейзажа», или, как ее еще называют «Прекрасная садовница», относится к последним флорентийским Мадоннам Рафаэля. Художник написал ее накануне отъезда в Рим, уже крупным, вполне сложившимся мастером. От прелестной молодой женщины, наклонившейся к спящему младенцу, веет спокойствием и счастьем раннего материнства. Их фигуры как бы растворены в прекрасном пейзаже, который подчеркивает состояние всеобщей гармонии. Детали выписаны с большой любовью и насыщены массой мелких подробностей, привлекающих и удерживающих внимание зрителя. Краски свежи и гармоничны, красное платье Марии, ее зеленый плащ, золотисто-охристый пейзаж плавно переходит в прозрачную синеву неба с бегущими облаками. Фигуры детей смотрятся светлыми силуэтами на фоне более темного первого плана. Картина написана легко и светло. Интерес к изображению Мадонны не ослабевает у Рафаэля и в Риме, где незадолго до своей ранней смерти он пишет самую известную из своих Мадонн, вошедшую в историю искусств под именем «Сикстинской».
«Мадонна с Младенцем и святым Иоанном Крестителем», возможно, является одной из первых итальянских работ во Франции. Сюда она приехала в коллекции картин Франциска I, позднее поступила в коллекцию Людовика XIV и оттуда - в Лувр.
В 1508 году Рафаэль приезжает в Рим, и вся его дальнейшая судьба связана именно с этим городом. Здесь мягкое, нежное искусство Рафаэля становится более мужественным. В Риме он приобретет славу одного из крупнейших в мире мастеров монументальной живописи, очень быстро овладев этой новой для себя деятельностью. Расписывая залы Ватикана, художник создает настоящие шедевры монументализма. Живое отношение к действительности позволило Рафаэлю стать и одним из лучших портретистов. Его многочисленные портреты римского периода говорят не только об огромном живописном мастерстве и большой наблюдательности, но и об умении передать приподнятое представление о личности человека. Перед зрителем проходит целая галерея портретов современников художника. Это и погруженный в свои думы властный папа Юлий II, и полный презрения к людям горбоносый кардинал Алидорио в алой сутане, и обрюзгший холеный папа-гуманист Лев X.
«Портрет графа Бальдассаре Кастильоне», безусловно, принадлежит к лучшим творениям живописца в этом жанре. То не был заказной портрет. Граф, аристократ и писатель, один из известных гуманистов своего времени, был другом Рафаэля. Художник запечатлел его, повернув к зрителю в три четверти. Построение композиции во многом напоминает приемы, найденные и использованные Леонардо в «Джоконде». В этом портрете кисть Рафаэля достигла, кажется, полной свободы. Поражает острота наблюдения и психологизма, присущая портрету, а теплый колорит картины примечателен сдержанной и благородной гаммой красок. Людовик XIV, считавший пополнение коллекций Лувра своим монаршим долгом, в 1661 году приобрел эту картину у наследников кардинала Мазарини.